You're my favorite story to write
Делюсь опытом. Конечно, это то, чему именно я научился за эти два года. Другие люди учатся чему-то другому. Мне кажется, будет интересно почитать. Особенно при условии, что некоторым вещам следовало научиться еще в магистратуре.
1. Поиск источников.
Это самое главное, чему следует обязательно научиться при магистратуре. Мы больше не живем в веке книжных библиотек, всё есть на электронных ресурсах. Изначально казавшееся "ай, да это легко" в первые разы на практике превратилось в ад: не понятно, как искать, где смотреть, что отбирать. Не смотря прямо на отдельный курс по данному направлению, научился я всё же этому на своем собственном опыте. В интернете громадное количество библиотек, какие-то открытые, какие-то требуют определенного доступа. Каждая из них имеет свой принцип работы, по которому приходится искать источники. Теперь, получая запрос, сразу понимаю, куда пойти и что смотреть, ибо многие научные ресурсы библиотек излажены не по разу и я прекрасно понимаю, какой и за что отвечает.
Второе, вытекающее отсюда, это внимательное чтение статей и обращение внимания на ссылки в тексте. Это могут быть полезные статьи или книги, это может быть свернутая инфа из предыдущего исследования, о которой в текущем тексте упоминается лишь вскользь. Рекурсивное хождение по ссылкам может привести к оригинальным источникам, с которых всё началось. Иногда очень интересно знать, что послужило толчком для исследований и как это всё далее развивалось.
2. Обобщение и разграничение информации.
Поискав громадное количество источников, с ними что-то приходится делать. Глядя на количество статей, превышающее сотню, хочется надеть шлем, сесть на байк и умотать куда подальше. Но глаза боятся, а руки делают. Освоив первый пункт и придя к первоисточнику, это делать наиболее легко. Обычно в начальных работах рассказываются основные положения и принципы, которые в последующих лишь берутся на вооружение, модифицируются, как-то изменяются, продолжаются. Изучив базу, можно в последствии пропускать целые блоки информации и переходить сразу непосредственно к новому, что предлагает исследование. И таким образом, из 100 источников, действительно новыми будет около 30, в которых представлена действительно полностью новая информация (можно сказать, что эти работы - новые первоисточники). Всё, конечно, зависит от сферы деятельности, но даже такой подход экономит кучу сил. Таким образом, инфа из бОльших источников просто обобщается в один большой пласт, о котором ты имеешь представление. А если и забыл, то всегда знаешь, где подробно можно снова почитать.
Разграничение информации помогает там, когда ты понимаешь, что относится непосредственно к твоей области или косвенно. Бывает, что работы приходится искать на стыке специальностей, а то и вообще в чужих полях. Имея четкое разграничение, на что точно следует обращать внимание, а что можно проматывать по страничке дальше вниз, это экономит кучу времени и сил. Разграничение очень сильно помогает, если свою работу тоже поделить на эдакие блоки, и просто каждый писать по отдельности, и в каждый накапливать своё количество информации. Таким образом, огромная тема по переработке отходов превращается в переработку металлургических, коммунально-бытовых и военных отходов. Это уже разграничивает область. А ту же металлургию можно разделить на черную, цветную, редкоземельную и тд. Проработав каждый разграниченный блок, масштаб увеличивается, и теперь работает обобщение - построение связей между различными сферами. Так оно и работает. От меньшего к большему. Не наоборот. Следует иметь в виду, наверное, не только в этой области, но и вообще во всех.
3. Не перечитывать, а вспоминать и рассказывать своими словами.
Предыдущие два пункта относились больше к части написания лит.обзора и статей. Этот же относится к усвоению информации. Со второго курса универа я следовал правилу, что один и тот же материал следует прочитать на три раза и лечь спать, тогда он усвоится. Работало это не всегда. И особенно не работает, когда в научной сфере от тебя постоянно требуется понимание темы, а научный руководитель любит тебя спрашивать те или иные вопросы. Предугадать вопросы невозможно, а перечитывать ответы на полученные каждый день по три раза - уже глупо. Нужно изучать всё блоками. Потому огромное значение имеет та информация, которая не только прочитана, но и воспроизведена. Спросил тебя научник вопрос, а ты бах, не только ответ нашел, а всю тему прочитал, а потом воспроизвёл. Воспроизводя, мы строим мостики, ниточки между полученной информацией у себя в голове, и таким образом выстраивается понимание материала. Воспроизводить инфу можно несколькими способами: делая непосредственно саму деятельность или вспоминая и объясняя самому себе (человеку/стене/собаке/тд). Желательно своими словами. Именно так можно усвоить материал. И если он в последствии будет хоть и некорректен, то тебя поправят. Мы же в помогающем друг другу сообществе живем, особенно, если вы работаете в одной рабочей группе. Итого: читаем - вспоминаем - объясняем своими словами. Чем чаще делаем, тем быстрее усваивается и запоминается. Возможно навсегда. Изи.
4. В дискуссии рождается истина. Иначе говоря, включай свой мозг.
А это усвоилось из семинаров. К сожалению, применить пункт к научному руководителю и разным важным шишкам у меня пока не получается. Но тем не менее, в споре рождается истина.
Мы привыкли сидеть на лекциях, слушать и просто соглашаться, записывать. Аналогично и на семинарах. Это тоже самое, чем грешит нынешняя система образования в вузах. Как-будто там, спросив или ответив, ты автоматически становишься врагом, а потому это совсем не в почете. В аспирантуре всё иначе. Здесь поощряется дискуссия и работа. Я словно попал в родной поток, когда стал этим заниматься. Вот очередная пара философии, и преподаватель говорит какую-то информацию, которая противоречит ранее изученной, на мой взгляд. И я поднимаю вопрос о том, что кажется это не то, кажется, что-то не увязывается. Мы начинаем спорить, подключаются другие люди. В итоге выясняется действительное положение дел, максимально приближенное к источнику. Также и с информацией, которая не ясна. Забивая хер на тех, кто смотрит косо на меня за то, что я не понял, я кажется, прокачал вообще всех ребят из потока вместе с собой. Это когда преподаватель объясняет настолько мутно, что в образовавшемся тумане из слов невозможно разглядеть даже собственную руку. И здесь работают вопросы. Здесь работает пересказ с уточнением, так ли я понял? Бывает, что за препода всё объясняют другие аспиранты. Бывает, что в процессе пересказа всплывают детали, которые не были проговорены самим преподом. Из-за этого тоже может затесаться дискуссия. Семинар ведь. В итоге, если вместо того, чтобы тупо слушать, соглашаться и записывать, а спрашивать, спорить, дискутировать и пытаться пересказать инфу, которую ты плохо понял, рождается понимание и усвоение инфы. Вот так вот включается и работает мозг. После таких семинаров ты выходишь с ощущением того, что не просто отсидел штаны, а с тем, что хорошо поработал и пообщался. Да и знания к тому же новые усвоил. Теперь это распространилось вообще на всю мою жизнь. И в скоре я буду это применять к своим коллегам, надеюсь. Потому что хочется быть в теме и тоже шарить.
ps. ну кстати да... я закончил лит.обзор 31 июля) и даже получил положительный отзыв на него. Радости были полные штаны
но деятельность на этом не заканчивается)

1. Поиск источников.
Это самое главное, чему следует обязательно научиться при магистратуре. Мы больше не живем в веке книжных библиотек, всё есть на электронных ресурсах. Изначально казавшееся "ай, да это легко" в первые разы на практике превратилось в ад: не понятно, как искать, где смотреть, что отбирать. Не смотря прямо на отдельный курс по данному направлению, научился я всё же этому на своем собственном опыте. В интернете громадное количество библиотек, какие-то открытые, какие-то требуют определенного доступа. Каждая из них имеет свой принцип работы, по которому приходится искать источники. Теперь, получая запрос, сразу понимаю, куда пойти и что смотреть, ибо многие научные ресурсы библиотек излажены не по разу и я прекрасно понимаю, какой и за что отвечает.
Второе, вытекающее отсюда, это внимательное чтение статей и обращение внимания на ссылки в тексте. Это могут быть полезные статьи или книги, это может быть свернутая инфа из предыдущего исследования, о которой в текущем тексте упоминается лишь вскользь. Рекурсивное хождение по ссылкам может привести к оригинальным источникам, с которых всё началось. Иногда очень интересно знать, что послужило толчком для исследований и как это всё далее развивалось.
2. Обобщение и разграничение информации.
Поискав громадное количество источников, с ними что-то приходится делать. Глядя на количество статей, превышающее сотню, хочется надеть шлем, сесть на байк и умотать куда подальше. Но глаза боятся, а руки делают. Освоив первый пункт и придя к первоисточнику, это делать наиболее легко. Обычно в начальных работах рассказываются основные положения и принципы, которые в последующих лишь берутся на вооружение, модифицируются, как-то изменяются, продолжаются. Изучив базу, можно в последствии пропускать целые блоки информации и переходить сразу непосредственно к новому, что предлагает исследование. И таким образом, из 100 источников, действительно новыми будет около 30, в которых представлена действительно полностью новая информация (можно сказать, что эти работы - новые первоисточники). Всё, конечно, зависит от сферы деятельности, но даже такой подход экономит кучу сил. Таким образом, инфа из бОльших источников просто обобщается в один большой пласт, о котором ты имеешь представление. А если и забыл, то всегда знаешь, где подробно можно снова почитать.
Разграничение информации помогает там, когда ты понимаешь, что относится непосредственно к твоей области или косвенно. Бывает, что работы приходится искать на стыке специальностей, а то и вообще в чужих полях. Имея четкое разграничение, на что точно следует обращать внимание, а что можно проматывать по страничке дальше вниз, это экономит кучу времени и сил. Разграничение очень сильно помогает, если свою работу тоже поделить на эдакие блоки, и просто каждый писать по отдельности, и в каждый накапливать своё количество информации. Таким образом, огромная тема по переработке отходов превращается в переработку металлургических, коммунально-бытовых и военных отходов. Это уже разграничивает область. А ту же металлургию можно разделить на черную, цветную, редкоземельную и тд. Проработав каждый разграниченный блок, масштаб увеличивается, и теперь работает обобщение - построение связей между различными сферами. Так оно и работает. От меньшего к большему. Не наоборот. Следует иметь в виду, наверное, не только в этой области, но и вообще во всех.
3. Не перечитывать, а вспоминать и рассказывать своими словами.
Предыдущие два пункта относились больше к части написания лит.обзора и статей. Этот же относится к усвоению информации. Со второго курса универа я следовал правилу, что один и тот же материал следует прочитать на три раза и лечь спать, тогда он усвоится. Работало это не всегда. И особенно не работает, когда в научной сфере от тебя постоянно требуется понимание темы, а научный руководитель любит тебя спрашивать те или иные вопросы. Предугадать вопросы невозможно, а перечитывать ответы на полученные каждый день по три раза - уже глупо. Нужно изучать всё блоками. Потому огромное значение имеет та информация, которая не только прочитана, но и воспроизведена. Спросил тебя научник вопрос, а ты бах, не только ответ нашел, а всю тему прочитал, а потом воспроизвёл. Воспроизводя, мы строим мостики, ниточки между полученной информацией у себя в голове, и таким образом выстраивается понимание материала. Воспроизводить инфу можно несколькими способами: делая непосредственно саму деятельность или вспоминая и объясняя самому себе (человеку/стене/собаке/тд). Желательно своими словами. Именно так можно усвоить материал. И если он в последствии будет хоть и некорректен, то тебя поправят. Мы же в помогающем друг другу сообществе живем, особенно, если вы работаете в одной рабочей группе. Итого: читаем - вспоминаем - объясняем своими словами. Чем чаще делаем, тем быстрее усваивается и запоминается. Возможно навсегда. Изи.
4. В дискуссии рождается истина. Иначе говоря, включай свой мозг.
А это усвоилось из семинаров. К сожалению, применить пункт к научному руководителю и разным важным шишкам у меня пока не получается. Но тем не менее, в споре рождается истина.
Мы привыкли сидеть на лекциях, слушать и просто соглашаться, записывать. Аналогично и на семинарах. Это тоже самое, чем грешит нынешняя система образования в вузах. Как-будто там, спросив или ответив, ты автоматически становишься врагом, а потому это совсем не в почете. В аспирантуре всё иначе. Здесь поощряется дискуссия и работа. Я словно попал в родной поток, когда стал этим заниматься. Вот очередная пара философии, и преподаватель говорит какую-то информацию, которая противоречит ранее изученной, на мой взгляд. И я поднимаю вопрос о том, что кажется это не то, кажется, что-то не увязывается. Мы начинаем спорить, подключаются другие люди. В итоге выясняется действительное положение дел, максимально приближенное к источнику. Также и с информацией, которая не ясна. Забивая хер на тех, кто смотрит косо на меня за то, что я не понял, я кажется, прокачал вообще всех ребят из потока вместе с собой. Это когда преподаватель объясняет настолько мутно, что в образовавшемся тумане из слов невозможно разглядеть даже собственную руку. И здесь работают вопросы. Здесь работает пересказ с уточнением, так ли я понял? Бывает, что за препода всё объясняют другие аспиранты. Бывает, что в процессе пересказа всплывают детали, которые не были проговорены самим преподом. Из-за этого тоже может затесаться дискуссия. Семинар ведь. В итоге, если вместо того, чтобы тупо слушать, соглашаться и записывать, а спрашивать, спорить, дискутировать и пытаться пересказать инфу, которую ты плохо понял, рождается понимание и усвоение инфы. Вот так вот включается и работает мозг. После таких семинаров ты выходишь с ощущением того, что не просто отсидел штаны, а с тем, что хорошо поработал и пообщался. Да и знания к тому же новые усвоил. Теперь это распространилось вообще на всю мою жизнь. И в скоре я буду это применять к своим коллегам, надеюсь. Потому что хочется быть в теме и тоже шарить.
ps. ну кстати да... я закончил лит.обзор 31 июля) и даже получил положительный отзыв на него. Радости были полные штаны


Ну а вообще да, очень со многим согласна)
хочу еще добавить, что надо научиться вести библиографию, а то я никак не могу, и искать статьи по куче папок меня раздражает.
Ну а вообще да, очень со многим согласна)
Спасибо
хочу еще добавить, что надо научиться вести библиографию
Библиографию, в смысле, у себя в папках или в самих документах? А то просто само разграничение и составление источников, хоть у меня не обозначено, но входит в п2. )) единственное, что раздражает в библиографии вообще - это постоянно меняющиеся нормы ГОСТа, каждые 2 года что-то новенькое. Да и само её написание - та еще муторная вещь
Хотя, наверное, вообще других областей подобный подход не касается, с молекулярной биологией так, наверное, не разобраться.
Библиографию в смысле картотеку электронную. Один из успешных ученых, с которым мне посчастливилось пару месяцев работать, все статьи нумерует и записывает по автору и году (кажется, просто?), но при этом у него есть картотека с полями, где он сам вносит ключевые слова и основную мысль статьи в одном предложении. И затем, когда ищет статьи, он фильтрует по ключевым словам и годам, и не перерываает заново весь пабмед. У меня в разных папках по темам уже больше 300 статей, и мне жутко лень составлять картотеку (и я ищу статьи в своих же списках литературы к обзорам), но энтропия поглощает меня. Мне говорили, что Менделей очень упрощает жизнь, но надо сесть и внести. А это не на один день работы, и я боюсь, что все равно не смогу вносить постоянно.
Ученый, конечно, поразил. До такого лично мне еще далеко